| RSS
ФЕСТИВАЛЬ "КАНТЕЛЕ". ПЕТРОЗАВОДСК

Главная » История инструмента кантеле Суббота
21.10.2017
07:43
Кантеле – один из древнейших традиционных инструментов карелов и финнов. Первые упоминания в русскоязычных источниках об инструменте приводятся поэтом Гаврилой Державиным в 1785 году «…лоптяне забавлялись игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны». По мнению финского исследователя Тимо Лейсио, кантеле существует не менее четырех тысяч лет. 

Создание кантеле является одним из важных этапов мироздания в карельской и финской мифологии. Его создатель – чудеснорожденный старец Вяйнямейнен, демиург, владелец южной части Земли. Старый Вяйнямейнен наделен мудростью жреца, посвященного в тайны мироздания. Один из важнейших подвигов Вяйнямейнена – изготовление кантеле из черепа и зубов огромной щуки. Второе кантеле герой изготавливает из березы. Древняя технология создания инструмента, когда огнем выжигают сердцевину дерева и вычищают топором, сохранялась в Карелии до середины 20 века. Сегодня мастерами используются современные технологии создания инструментов, в Петрозаводске на факультете Технологии и препринимательства Карельского государственного педагогического университета под руководством Владлена Федорова студенты постигают основы этой тонкой науки. Благодаря работе этой кафедры, а также усилиям мастеров Анатолия Мешко и Александра Фролова для музыкальных учебных заведений культуры Карелии кантеле стало общедоступным инструментом.
Самый архаичный вид кантеле – пятиструнное. На протяжении многих лет происходило изменение формы корпуса и количества струн: появились инструменты с количеством струн от 10 до 24. В 1930-х годах в Карелии был создан кантеле - профессиональный инструмент. Это явление напрямую связано с основанием государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» и деятельностью карельского музыканта Виктора Гудкова. Совместно с мастерами он создал оркестровые модификации кантеле – пикколо, прима, альт, бас - которые стали основой оркестра кантелистов ансамбля «Кантеле», ставшего визитной карточкой Карелии.
На кантеле играют приемом щипка, реже бряцания. Если в период до 18 века кантеле использовался как жреческий инструмент для общения с мифологическими покровителями народа, то в 19-20 веках кантеле стал выполнять бытовую функцию: исполнение музыки для прослушивания, сопровождения танцев.
В 20-м веке кантеле практически ушло из бытования. В Карелии на протяжении последних лет идет процесс активного возрождения и развития инструмента, ведутся научные исследования в области народной инструментальной музыки и традиции исполнительства на кантеле. Идейными вдохновителями этого движения являются этномузыковед Ирина Семакова, и композитор Сергей Стангрит. В рамках работы по сохранению инструмента проходят: международный фестиваль «Кантеле», научно-практическая конференция «XXI век – век народной музыки»,
Республиканском конкурсе кантелистов; работают детские и молодежные ансамбли, исполняющие традиционные и авторские произведения на разных видах кантеле: «Джинс-кантеле», «Кулкусет», «Круга», «Петровская слобода», «Джинс-кантеле», «Райдане», фолк-группа «Skylark» и др. Как учебная дисциплина кантеле преподается в Детской музыкальной школе №1 им. Г. Синисало и Детской школе искусств города Петрозаводска, в детских музыкальных школах Карелии – Олонце, п. Калевале, с. Шелтозеро.
Кантеле прошло в своем развитии за последние несколько столетий огромный путь и на сегодняшний день для Карелии является не только инструментом коренного народа - карелов, но и национальным символом республики.


Власова Ольга
этномузыковед

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Кантеле 2009. Как это было?
Всего ответов: 23
Друзья сайта
  • Управление культуры Петрозаводского городского округа
  • Администрация Петрозаводского городского округа
  • Центр национальных культур и народного творчества РК
  • Статистика
    Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz